Этапы развития личности по Эриксону

Этапы развития личности по Эриксону

Одним из наиболее актуальных и острых социальных аспектов общественной жизни являются проблемы правильного развития и качественного воспитания личности. Эти проблемы всегда требуют глубокого высоконаучного обоснования сути факторов данного процесса с психологической точки зрения.

Согласно известной эпигенетической теории, предложенной психологом Эриком Эриксоном, каждый человек в процессе своего роста и развития в течение жизни проживает определенные базовые стадии, и на каждой из них его поведение и ощущения мира отличаются. Что же представляют собой этапы развития личности человека по эпигенетической теории Эриксону?

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПО ЭРИКСОНУ

Всего, согласно  эпигенетической теории Э. Эриксона, человек проходит восемь этапов развития как личность. При этом каждый из этих этапов может пройти как позитивно, так и негативно, то есть сценарий событий в жизни может развиваться по позитивному пути (ПП), или по негативному пути (НП).

Эрик Хомбергер Эриксон (1902—1994) — американский психоаналитик

Каждый этап, по теории Эриксона, имеет свое название и захватывает определенный промежуток времени, а именно определенный возраст человека, выглядит это следующим образом:

  • первый этап: с 0 до 1 года – доверие/недоверие;
  • второй этап: 2-3 года – самостоятельность/нерешительность;
  • третий этап: 4-5 лет – предприимчивость/чувство вины;
  • четвертый этап: 6-11 лет – умелость/неполноценность;
  • пятый этап: 12-18 — идентификация личности/спутанность ролей;
  • шестой этап: 18-25 лет – интимность/изоляция (ранняя зрелость);
  • седьмой этап: 26-64 года – продуктивность/инертность (средняя зрелость);
  • восьмой этап: после 64 лет – интеграция/отчаяние (поздняя зрелость).

Успешность каждого последующего этапа напрямую зависит от того, как прошел предыдущий этап.

Врачи и психологи отмечают, что теория Эриксона о стадиях развития личности предоставляет ценное понимание формирования психики человека на протяжении всей жизни. Каждая из восьми стадий, начиная с доверия и заканчивая интеграцией, отражает ключевые задачи, которые необходимо решить для гармоничного развития. Специалисты подчеркивают, что успешное преодоление каждой стадии способствует укреплению психического здоровья и социальной адаптации. Например, на этапе «доверие против недоверия» формируется основа для будущих отношений, а на стадии «идентичность против ролевой путаницы» человек осознает свои ценности и цели. Врачи считают, что понимание этих этапов может помочь в психотерапии, позволяя пациентам осознать свои внутренние конфликты и работать над их разрешением. Таким образом, теория Эриксона остается актуальной и полезной для практики в области психического здоровья.

8 Стадий Развития Личности по Эрику Эриксону8 Стадий Развития Личности по Эрику Эриксону

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ДОВЕРИЕ/НЕДОВЕРИЕ

Если воспитание идет по позитивному пути, то ребенку уделяется достаточно внимания, о нем заботятся и его опекают. На любой крик малыша тут же прибегают взволнованные родители и тут же решают его проблемы: жалеют его, помогают с какими-либо действиями, лечат его, меняют мокрый подгузник и прочее. Малыш постоянно видит маму и папу, которые рады друг другу и ему, счастливы и приветливы. У малыша формируется позитивное представление о мире, он его видит уютным местом, где все к нему доброжелательно относятся и всем можно доверять.

Развитие ребенка до года

В случае развития событий по негативному сценарию ребенок видит частые ссоры родителей,  ощущает общий негативный фон и недостаток внимания, даже если уход за ним осуществляется на должном уровне. Родителей он видит редко, часто бывает один, грустит и плачет. Как результат происходит формирование стойкого подозрительного отношения к миру, развивается повышенная тревожность и мнительность.

ВТОРОЙ ЭТАП: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ/НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ

При позитивном развитии событий в жизни ребенка в этом возрасте он становится более самостоятельным, это поощряется и стимулируется родителями. Для исследования ребенку открыт весь мир, за исключением особо опасных его участков. У ребенка в этот период происходит выработка стратегии «Я сам», поэтому при условии, что родители аккуратно ограничивают этот процесс, а не угнетают его, ребенок переходит к следующему этапу воспитания личности с установками на самостоятельность.

Развитие ребенка 2-3 лет

Совсем иначе дела обстоят у малыша, воспитание которого идет по негативному пути. В этом случае активность и самостоятельность ребенка постоянно угнетается родителями. Все намерения малыша принимать самостоятельно какие-либо решения жестко пресекаются, происходит постоянное разубеждение ребенка в его способности что-либо делать правильно, инициатива пресекается на корню. Шагая дальше по жизни, ребенок будет всяческими путями избегать любой ответственности и оглядываться на родителей при любом действии.

Модель Эрика Эриксона о стадиях развития личности вызывает много обсуждений и интереса среди психологов и широкой аудитории. Многие отмечают, что его подход помогает лучше понять, как формируются личностные качества на разных этапах жизни. Например, первая стадия, связанная с доверием и недоверием, подчеркивает важность ранних отношений с родителями. Это вызывает отклики у родителей, которые стремятся создать безопасную среду для своих детей.

Другие стадии, такие как поиск идентичности в подростковом возрасте, становятся актуальными для молодежи, стремящейся понять себя и свои цели. Некоторые критики указывают на недостаточную универсальность модели, утверждая, что не все люди проходят эти этапы линейно. Тем не менее, многие согласны, что концепция Эриксона служит полезным инструментом для саморефлексии и анализа жизненных ситуаций, помогая людям осознать свои внутренние конфликты и стремления.

8 этапов развития личности по Э. Эриксону8 этапов развития личности по Э. Эриксону

ТРЕТИЙ ЭТАП: ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ/ЧУВСТВО ВИНЫ

Если события развиваются в позитивном ключе, в возрасте 4-5 лет у ребенка происходит активное осознание собственной личности. Формирование личности на этом этапе воспитания происходит в форме игры. Ребенок начинает осознавать свой пол и часто стремится занять позицию одного из родителей в отношениях с мамой или папой. Этот возраст является очень деликатным, поэтому родители ни в коем случае не должны обделять ребенка заботой и вниманием, чтобы его стремление подражать отцу (для мальчика) или матери (для девочки) вылилось в дальнейшем в уверенность и предприимчивость.

Развитие ребенка 4-5 лет

Если ничего не изменилось с прошлого этапа и развитие все также проходит в негативном ключе, инициативы ребенка подражать кому либо из родителей подавляются и он начинает испытывать чувство вины. Поведение становится не совсем адекватным, так как ребенок не может осознать и понять, за что именно ему стыдно и за что он испытывает эту вину.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: УМЕЛОСТЬ/НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ

Жизнь продолжается с позитивным настроем и игры ребенка переходят на новый, более сложный и интересный уровень. Теперь он старательно учится соблюдать определенную очередность каких-либо действий, например, он уже может сыграть с родителем в шашки. Просыпается острое желание конструировать и мастерить, и если его поделки и «изобретения» поощряются родителями, если они подбадривают его в случае неудач, помогают по мере необходимости, ребенок развивается, становится умелым, его интеллект повышается.

Дети 6-11 лет

При негативном развитии ребенок воспитывается бездельником, любое его желание заниматься чем-либо пресекается и называется бесполезной тратой времени. При этом любые попытки смастерить что-либо высмеиваются. Такое поведение родителей воспитывает в нем острое чувство неполноценности и со временем он теряет инициативу.

ЭТАП ПЯТЫЙ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ/СПУТАННОСТЬ РОЛЕЙ

Воспитанный в благополучной и позитивной обстановке уютного дома и собственного внутреннего мира, совсем уже взрослый ребенок встречает переходный возраст спокойно и уверенно. Он твердо осознает свою личность, знает чего хочет и к чему стремится. Направленность личности и его мечты активно формируются. Происходит объединение всех «ролей» в одну общую, целую – взрослого самого себя.

Юноши и девушки 12-18 лет

При негативном сценарии развития личности в этом возрасте ребенок превращается в неуверенного в собственных силах и умениях перепуганного подростка, испытывающего серьезные проблемы с самоидентификацией. Девочки часто начинают половую жизнь, а у мальчиков возникают проблемы с обществом – они начинают вести себя так, как запрещают взрослые. Единственным их ориентиром в жизни становится желание всем все делать «на зло».

ЭТАП ШЕСТОЙ: ИНТИМНОСТЬ/ИЗОЛЯЦИЯ

На этом этапе при положительном сценарии развития событий молодая личность вступает в период зрелости, начинаются серьезные отношения, в том числе интимные. Речь идет не об интимной зрелости, а об умении брать на себя ответственность за другого человека, разделять его трудности, входить с ним в духовную и физическую близость.

Молодежь 18-25 лет

Если же все протекает неблагополучно, ранняя зрелость может обернуться изоляцией, одиночеством, чувством брошенности и внутренними неурядицами. Жажда обретения привязанности и любви так и остается неудовлетворенной из-за неумеренности в своих силах, внутренних противоречий и неспособности принимать самостоятельные решения и строить отношения.

ЭТАП СЕДЬМОЙ: ПРОДУКТИВНОСТЬ/ИНЕРТНОСТЬ

Это самый продолжительный этап человеческой жизни, и при благоприятном развитии именно сейчас человек начинает думать и беспокоиться не только о себе, но и об окружающих его людях. Он становится внимательным и заботливым, причем не только к своим родителям, детям и близким людям, но и в целом к посторонним окружающим.

Люди в зрелом возрасте

Плохой вариант развития и воспитания личности в этот период оборачивается цинизмом. Человек, прикрываясь надменностью и напускным высокомерием, начинает яростно защищать свои, и только свои интересы, теории и цели, отстаивать свою точку зрения и доказывать всем свою исключительность. Хотя на самом деле, причиной такого поведения является глубокая неуверенность  в себе и сильная боязнь быть высмеянным за свои благие намерения.

ЭТАП ВОСЬМОЙ: ИНТЕГРАЦИЯ/ОТЧАЯНИЕ

На этом последнем этапе своей жизни, человек, развивавшийся в положительном ключе, обретает покой и спокойно наблюдает за жизнью. Он перестает активно работать, заменяя рабочие заботы общением с детьми и внуками, берется за дела, которые были отложены в долгий ящик, старается жить в удовольствие. Такой человек остается положительным во всем. Внутренне он уже полностью готов к окончанию жизни и оглядывается на прожитые годы с благодарностью.

Пожилые люди

Человек, развивавшийся и живший все время негативно, совсем не готов подводить итоги своей жизни, потому что он, наконец, понимает, что положительного счета ему не увидеть в итоге. Ему становится горько и обидно, мысли о том, что все могло сложиться совсем иначе, занимают практически все его свободное время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие личности является очень сложным процессом, в котором базовые познавательные психические процессы, чувства и эмоции, воля и потребности, сознание и самосознание, теории и интересы, идеалы и убеждения, способности, характер и темперамент, умения, навыки и привычки находятся в очень сложном межэтапном взаимодействии.

Большая семья

По мнению Эрика Эриксона, очень оптимистично смотревшего на собственную теорию воспитания личности, ошибки одного периода при достаточном внимании и усердии можно изменить на следующем этапе. Однако далеко не все психологи и социологи разделяют его оптимизм и советуют родителям внимательно относиться к своим детям и себе самому, обеспечивая им безболезненный переход от одного этапа к следующему этапу.

https://youtube.com/watch?v=8yt8hvPpTw8

Вопрос-ответ

Сколько стадий развития личности выделяет Э. Эрикссон?

Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.

Каковы 5 стадий развития личности?

Пять основных стадий теории развития личности Фрейда — оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Оральная и анальная фазы имеют дело с приемом пищи и дефекацией, а также (не)удовольствиями, которые их сопровождают, соответственно.

Каковы этапы развития личности?

Учитывая мнение большинства исследователей, можно выделить три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

Какие этапы социализации выделяет Эриксон?

Период младенчества (с момента рождения до 1,5 лет). Период раннего детства (с 1,5 до 4 лет). Стадия детства (с 4 до 6 лет). Период младшего школьного возраста (с 6 до 11 лет). Период отрочества (с 11 до 20 лет). Период юности (от 21 до 25 лет).

Советы

СОВЕТ №1

Изучите каждый из восьми этапов развития личности по Эриксону. Понимание этих этапов поможет вам осознать, какие задачи и конфликты могут возникать на разных жизненных этапах, а также как они влияют на ваше поведение и отношения с окружающими.

СОВЕТ №2

Рефлексируйте над своим жизненным опытом, сопоставляя его с этапами Эриксона. Это поможет вам выявить нерешенные конфликты или достижения, которые могут влиять на ваше текущее состояние и поведение, а также даст возможность работать над личностным ростом.

СОВЕТ №3

Обсуждайте свои мысли и чувства с близкими или профессионалами. Общение о своих переживаниях и этапах развития может помочь вам получить новые перспективы и поддержку в решении внутренних конфликтов.

СОВЕТ №4

Применяйте принципы Эриксона в своей жизни, устанавливая цели и задачи, соответствующие вашему текущему этапу развития. Это поможет вам двигаться вперед и достигать гармонии в личной жизни и отношениях с окружающими.

Ссылка на основную публикацию
Похожее